Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества, и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр). Красной нитью спортивный жанр пронизывает и период Средневековья, значительное место эстетике телесного отводится в искусстве эпохи Возрождения. После возобновления Олимпийских игр в 1896 году художники вновь обращаются к античным сюжетам с целью героизации современности. Так, художественный замысел выдающегося графика, живописца и монументалиста Александра Дейнеки стал квинтэссенцией идеала нового человека новой страны. Один из создателей пластического языка советского искусства, в центре его искусства — спорт, авиация, образ советского человека.
Посещая курс Харьковского художественного училища, Дейнека поначалу увлекся течениями европейского модернизма. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т.п.), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. непосредственно повлияли на художественный язык Дейнеки: первоначальный интерес к импрессионизму постепенно сменился более лаконичными графическими образами. Сам художник позднее признавался, что именно в то время сформировалась его манера письма, которая нашла отражение и в его станковой живописи, и в скульптуре. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему.
Важно отметить, что спорт как лейтмотив творческого пути Дейнеки интересовал художника задолго до того, как тот стал исполнителем соответствующих государственных заказов. Дейнека с детства был крепким ребенком, вел активный образ жизни; известно, что в юношестве он серьезно занимался боксом. По мере того как спорт в СССР постепенно становился массовым зрелищем, Дейнека стал посещать спортивные мероприятия, не расставаясь с этюдником и набором карандашей. Для того, чтобы отобразить идею спортивных состязаний, он искал сложные ракурсы, прибегал к оптическим искажениям, игре с перспективой.
Характерное произведение того периода — «Забег по бульвару» (1929–1930г. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2 см.) Дейнека придавал большое значение работе с натурой, для художника очень важно запомнить, зарисовать момент, который впоследствии сможет наиболее явно воплотиться в художественных образах. На небольшом наброске мы видим момент состязания. Диагональный ритм подчеркивает движение маленьких человечков, а разноцветные пятна акцентируют наше внимание на главном, — на эйфории, чувстве беззаботной радости от забега.
Движение, спорт для мастера — средоточие жизни, как будто повод буквально использовать сразу всю цветовую палитру. Дейнека постоянно работает с натуры, черпая вдохновение в парадах физкультурников, забегах, спортсменах и зрителях. «Я придаю огромное значение технике — это основа мастерства, без которой лучшие пожелания художника сводятся к дилетантству, но мастерство — это выражение духовной сущности мастера… Поэтому я говорю молодым художникам: «Как можно больше наблюдайте и зарисовывайте. Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера, и труд этот себя с лихвой оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2008-2011», — прим.ред.).
На картине «Бег» для того, чтобы передать наиболее явный момент движения, автор противопоставляет передний план с основным, создавая ощущение скорости. Пять мускулистых и загорелых спортсменов пробегают мимо застывшей фигуры девушки, что глядит им вслед. Персонажам тесно в рамках картины, слаженная команда бегунов вырывается за границы холста. Напряженная композиция уравновешивается теплым, мягким колоритом.
К концу 1930-х гг. взаимосвязь искусства Дейнеки и физической культуры достигает своего максимального воплощения в монументальных работах художника. Сообразно историческому контексту и герой Дейнеки обретает сверхчеловеческие качества, становится посланником, апологетом, телесным воплощением социалистической риторики. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармейский кросс» (1939-1940г.). Круглая форма холста, словно режиссерская экспликация, позволяет запечатлеть сразу несколько состояний кросса. Загорелые атлеты бегут из белых ворот мимо сада, где их приветствуют девушки, собирающие яблоки с деревьев, а после спортсмены стремятся навстречу огромному, всеобъемлющему небу.
В книге «Новеллы о художниках» (автор — Игорь Долгополов, — прим.ред.) приведены слова Дейнеки о его художественных задачах: «Мечтаю украшать архитектуру цветом, чтобы она была веселей, писать фрески или набирать ряд мозаик, чтобы они были эпосом наших дней. Чтобы они были ритмичны и выразительны, как сама природа, и человек себя чувствовал среди них смелее, полнокровней и богаче. Чтобы пульс жизни утерял неврастенический тонус и беспокойные шумы сердца, чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напомнил бы сочный вспаханный чернозем моей Родины».
Занятия физкультурой выражены в холстах Дейнеки через экспрессивную композицию и монументальные форматы. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. 199х299 см.), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Атлеты привычно выходят на первый план, их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Характерно меняется манера письма художника: мазки становятся более пастозными, общий колорит, по сравнению с 1930 гг., более светлый, лица спортсменов и болельщиков — контрастные, насыщенные. Здесь навык художника молниеносно схватывать силуэты спортсменов и ловить их характерные движения выражен особенно явно.
По-прежнему большую роль играет концептуальная сторона работы: спорт — это способ транслировать идеологию, выздоровление и единение нации после войны. Поэтому не менее атлетов важны фигуры столпившихся у проезжей части зрителей; в одном из них можно узнать самого художника, который сосредоточенно вглядывается в молодое спортивное будущее. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием. Яркий солнечный свет, голубое небо с плывущими облаками и движущиеся тени на асфальте, детально прорисованные лица бегунов и зрителей с присущими каждому индивидуальными чертами даже сегодня, спустя 80 лет, создают ощущение правдоподобия, современной нам действительности. Дейнека описывает происходящее с точностью репортажного фотографа: процесс передачи эстафетной палочки запечатлен во временной последовательности в несколько этапов. Спортсмен, получивший эстафетную палочку, мчится вперед, оставляя позади друга, пока тот ожидает передачи палочки от приближающейся спортсменки. Чувство движения, колеблющегося мгновения, усиливается и развевающимися флагами, позами спортсменов и широкими мазками автора работы.
В послевоенное время Дейнека возглавляет кафедру скульптуры Московского Государственного художественно-промышленного университета им. Строганова. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка. В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения.
К этому принципу художник прибегает на протяжении всего пятидесятилетнего своего пути, в центре которого — экспрессивный образ гармонично развитого, атлетичного человека будущего, заложенный в далеком античном прошлом. В 1961 году выходят два издания, к которым Дейнека имеет непосредственное отношение уже как литератор: автобиографический очерк художника «Из моей рабочей практики», а также учебник по рисунку «Учитесь рисовать», где Александр Александрович стал автором вводной статьи и трёх глав. В них художник описал принципы, по которым он выстраивал свои монументальные работы, мозаики, росписи, и эти строчки отчасти объясняют его глобальный замысел, объединяющий спорт в изобразительном искусстве: «Спорт — увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля… Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».
Для оформления фичера статьи была использована работа А.А. Дейнеки «Бег», 1930 г. Холст, масло. 150×120