Runner’s World
Американский «беговой бум» произошел за 40 лет до российского, когда марафонец Фрэнк Шортер победил на Летних Олимпийских играх 1972 года. На этой волне поднялся и будущий профильный гигант, журнал Runner’s Magazine. Его основатель, бегун Боб Андерсон, в середине 1960-х заинтересовался марафонскими дистанциями, но никакой полезной информации не нашел, поэтому стал собирать и создавать её сам. Андерсон назвал издание Distance Running News, привлек к написанию журналиста-бегуна Хола Хигдона (Hal Higdon, в будущем автор 34 книг о беге, и старейший из ныне живущих автор статей о беге).
На протяжении трех лет журнал издавался два раза в год по подписке, число подписчиков все увеличивалось, пока не позволило создателю сделать из увлечения настоящий бизнес. В 1969 году Андерсон переехал в Калифорнию, переименовал издание в Runner’s World и стал официально издателем собственной компании World Publications. К моменту, когда Шортер принес Америке «золото», тем самым сделав бег главным в стране любительским спортом, журнал крепко стоял на ногах, что положило начало самой настоящей бегунской борьбе «ист энд вест коастс»: из Нью-Йорка, с восточного побережья, о беге вещал журнал The Runner, из Маунтин Вью, Калифорния — Runner’s World.
С тех пор утекло много воды; журнал и издательство сменило не одного владельца, Андерсон запустил еще несколько спортивных изданий, а компания, которой основатель Runner’s World продал журнал, поглотила нью-йоркского конкурента. Бумажная версия бывшего стартапа Андерсона продается по всему миру — от Латинской Америки до Австралии и Европы, — но вот в Россию так и не добралась. Впрочем, зачем — ведь, несмотря на достаточно консервативный (устаревший) внешний вид, сайт журнала по-прежнему один из основных источников информации о беге для бегунов со всего мира. А само существование Runner’s World (в той или иной форме) на протяжении более 50 лет — хороший контраргумент в споре с теми, кто считает, что тема бега исчерпала себя.
Like the Wind
В советской традиции самиздатом принято было называть то, что по-английски зовут DIY (do it yourself), то есть, чем-то сделанным «на коленке», поделкой, не имеющей никакой материальной ценности: самая дешевая бумага, непрофессиональный (или просто плохой) дизайн, графоманство и прочая. Так вот, глядя на Like The Wind понимаешь, что все предрассудки о том, что такое самиздат, можно отбросить в сторону. Переплет, уплотненная обложка, приятная бумага, продуманный формат, с любовью подобранный шрифт, профессиональные иллюстрации, сложные тексты, — и всё это посвящено бегу и бегунам.
И если Runner’s World поднялись на волне «бегового бума», то история Like the Wind началось в 2013 году, когда в Америке и Европе пошла волна независимых печатных изданий. Тогда-то спортсмены-любители Жюли и Саймон, взбираясь на Монблан, разговорились о том, какие из существующих печатных самиздатов им больше по душе. И поняли, что хотели бы издавать свой, посвященный бегу. Позвали в команду друзей — писателей, дизайнеров, иллюстраторов и фотографов, — которые готовы были на безвозмездной основе сделать по-настоящему красивый и независимый от требований заказчиков журнал Like The Wind.
С тех пор команда по-прежнему небольшая, но у журнала много поклонников, что позволило его создателям не только выпустить тринадцать номеров и официально зарегистрировать издание в Лондоне, но и делать взносы в беговые благотворительные фонды. Рассматривать каждый номер доставляет отдельное удовольствие, уже не говоря о содержании, которое концептуально выражено в визуальной части. Последний, 13-й номер, и вовсе вещь в себе: он двухсторонний, что заставляет по-настоящему погружаться в предмет. На сайте Like the Wind можно не только приобрести журнал, но и купить плакаты с иллюстрациями, беговые календари и бейсболки. Девиз журнала — It’s not How to Run, it’s Why We Run («он не о том, как бегать, а о том, почему мы бегаем») — полностью объясняет суть Like the Wind.
Meter
Мы уже рассказывали о беговых брендах, которые не продаются в России, — среди них была спортивная марка Tracksmith, чьи создатели принадлежат к элитному сообществу «Лиги плюща». Собственно, Мэтт Тэйлор, сооснователь Tracksmith, по совместительству еще и издатель бегового журнала под названием Meter. Общий тон журнала, содержание статей, соответствуют планке, заданной высоким происхождением его создателей: Meter говорит о состоянии бега с философской и социальной позиции, берет за основу аналитический подход, изучает генезис и традиции бега и малых беговых сообществ в разных странах.
Главный редактор в приветственном письме задается вопросом, дегенерирует ли бег как спорт высоких достижений в период последних тридцати лет, на страницах рассматривается история бега в отдельно взятом регионе мира, акцент с тренировок смещен в сторону рефлексии, репортажа, описания, проблематики.
Визуальный язык Meter по цветовой палитре и верстке продолжает дизайн Tracksmith: сдержанная гамма, приглушенный свет фотографий, иллюстрации тяготеют к графике, много воздуха и изящных решений в вёрстке. Всё, включая формат издания — пропорции журнала удлиненные, он напоминает небольшую книжку — напоминает о том, что перед вами, скорее, литературный альманах, чем беговой бюллетень. Вдобавок все страницы предназначены для вторичной переработки, что как бы венчает благородные цели создателей и оправдывает сам факт бумажного издания.
Undo
Журнал транслирует популярный, но неудобный мессидж о том, что мир населён непохожими друг на друга людьми, чье соседство может не только радовать, но и наводить ужас; о том, что невозможно отменить ошибки, которые мы совершаем, и неприятности, которые с нами уже произошли, — и всё, что остается, это принять их; о том, что есть способ продолжать жить с последствиями принятых ранее решений, не всегда верных. И о том, что это и называется жизнью. А фитнес, спорт, мода, музыка, искусство — помогают сделать из поражений настоящие победы.
Довольно интересно, что Undo (как и Meter) берет за основу аналитический подход, много философствует, однако здесь дух неотрывен от переживаний, а вопрос телесности, принятия себя — связан одновременно и с окружающим миром, и с внешним видом героя, и с его образом мысли. Так, один из номеров напоминает о том, как вернуть себе возможность чувствовать в мире, где всё оцифровано (замечательно, что всё это опубликовано в печатном виде, текст буквально можно потрогать, — то есть, читатель уже при первом знакомстве с номером о чувствах что-то испытывает). К знакомой многим из нас теме триатлона журнал подходит с непривычной точки зрения — рассказывая не о взлетах, а о падениях, потере времени жизни, которое течет неостановимо, пока триатлет выполняет тренировочный план. Самый последний, шестой номер, посвящен неординарным людям, рожденным с нетипичной внешностью — данностью, которую невозможно переменить, но можно изменить к ней отношение, если работать над собой.
В настоящий момент комьюнити Undo выпустило шесть номеров, и темы, которые затрагивает издание, растрогают даже самых черствых. Формально журнал вовсе не про бег — это печатное продолжение дискурса о фитнесе и здоровье, который ведут на страницах одноименного блога создатели журнала. Поскольку у Undo и Stride Mag концептуально похожие цели, а бег — одна из ступеней на пути к ментальному и физическому преображению, мы решили включить издание в этот список.
Для оформления фичера и обложки статьи использована иллюстрация с сайта журнала Like the Wind.